ВНЕ ВРЕМЕНИ И МОДЫ

Интервью с директором фестиваля "VINNYTSIA JAZZFEST" Павлом Третьяковым.

О самом взрослом (уже совершеннолетнем) XVIII джазовом фестивале в Украине, который носит название "VINNYTSIA JAZZFEST", его директор и один из учредителей Павел Третьяков может рассказывать часами на одном дыхании.

Он - не просто человек, влюбленный в музыку и джаз в частности. Он - тот, кто любит делиться тем, что сам любит. Безвозмездно, от души и иногда вопреки обстоятельствам. Побеседовать с директором фестиваля удается только в промежутках между встречами, звонками и организационными моментами. Дух будущего грандиозного события просто таки витает в воздухе.

о философии времени...

90-тые, распад Союза, соответственно - развал той системы культуры, которая была в городе. Именно в это время в нашу Винницкую областную филармонию приходит молодой коллектив - братья Шепеты, Максим Гладецкий, Ирина Френкель и я, на должность режиссера. Мы все горели желанием что-то делать и не хотели мириться с тем, что происходит вокруг. Золотая истина, что если сказать "сахар", то во рту слаще не станет. Изменить общество можно только личным примером, подтягивая его за собой, а не плывя по течению. Но представьте: что означало в те времена организовать джазовый фестиваль? Теоретически мы понимали, из чего он состоит. Но на практике: возможно ли пригласить к себе известных музыкантов при их колоссальной занятости? На какие средства оплатить их приезд? Помог Юрий Шепета, который имел много контактов в джазовой среде. На его просьбу откликнулись Алексей Коган - ведущий единственной тогда джазовой радиопередачи; группа "Man Sound" и многие другие музыканты. Люди помогали по-человечески, абсолютно бесплатно. Некоторые даже сами купили себе билеты на поезд.

 

Первый фестиваль за два дня собрал всего 75 зрителей. Большинство из них пришли на концерты, скорее всего, случайно. Но ... Именно тогда у многих открылись глаза на этот удивительный пласт музыкального искусства.

о духовном и коммерческом ...

Я настаиваю: не все в жизни можно измерить деньгами! Меня очень огорчает тот факт, что сейчас многие утратили способность ценить простое человеческое спасибо, бескорыстно делиться чем-либо. В этом плане я, наверное, в хорошем смысле слова, консервативен. Мне и моим коллегам по фестивалю, нравится дарить людям то, что любишь сам. Нет ничего лучше, чем слышать от зрителей, впервые пришедших на концерты фестиваля, слова восторга. Такое часто происходит - человек аплодирует исполнителям со словами: "Надо же! Я не знал, что джаз бывает таким!" За 18 лет существования фестиваля, выросло целое поколение образованных ценителей качественной джазовой музыки. Помнится, на первые концерты приходила одна винничанка со своими внуками-школьниками. Теперь эти дети выросли, но все так же, из года в год приходят послушать хороший джаз. А некоторые уже со своими детьми.

 

Винницкий фестиваль − ежегодное яркое и самобытное музыкальное событие страны.Он не носит коммерческого характера, поэтому доступен и демократичен. Именно поэтому многие международные культурные институции и фонды сотрудничают с ним. Мы не пускаем "попсу" для разогрева, повышения рейтинга или привлечения внимания. Этим грешат, к сожалению, многие фестивали, которые начали работать в Украине уже после нас. Мы же держим марку эксклюзивности, мы постоянно растем, мы остаемся вне времени и моды, как все то, что делается с любовью. Я и мои коллеги по организации феста убеждены: любой проект нужно делать либо на высоком уровне, либо не браться за него вообще.

о профессионализме ...

Это главное требование: фестиваль обязан быть профессиональным музыкальным событием. Не просто встреча друзей: собрались, побренчали, выпили, похихикали… Это должны быть образцы, по которым зритель будет судить о современных тенденциях в джазовой музыке. Первые пять лет мы проводили сборные концерты. Каждый коллектив выступал по 40 минут, но потом мы пришли к выводу, что таким образом не даем музыкантам раскрыться, а с точки зрения организации есть много нестыковок, нервов и сложностей. После каждого выступления приходилось перестраивать сцену и настраивать аппаратуру. К тому же выходило так, что в один вечер зрителю нужно было оценить несколько жанров, направлений и стилей, а это тяжело.

 

Решение родилось, правда после долгих месяцев раздумий. Новый формат - это фестиваль самостоятельных концертных программ. Зато после такого нововведения многие, даже очень именитые, музыканты призадумались. Дать на сцене 60 минут сольного авторского творчества - это более ответственно, чем выйти и играть импровизацию в сборном музыкальном потоке. Ведь зритель сознательно идет на конкретный концерт и на конкретное имя. Благодаря этому мы получили более качественный продукт, своеобразный двухдневный фестивальный марафон, а зритель - возможность выбирать кому отдать предпочтение.

о фестивале-2013 ... 

этом году 95% музыки фестиваля - это премьеры. Словом, те музыканты, которые впервые выйдут на сцену Винницы или даже Украины. Но при этом, каждый из них - лицо, представляющее джазовую культуру своей страны. Хедлайнер нынешнего фестиваля - Лиза Генри, которая невероятно похожа и внешне, и вокальными данными на королеву джаза Эллу Фицджеральд. Она является послом джазовой музыки в Африке. Для сопровождения своего выступления она выбрала потрясающих музыкантов из России – трио Олега Бутмана.

 

 

Также, в этом году впервые на винницкой сцене состоится премьерное выступление неординарного проекта "Ахимза", которому удалось соединить европейский джаз со звучанием индийских музыкальных инструментов. А итальянцы зажгут джазом на цыганский манер. Уверен, это будет необычно и экспрессивно.

Думаю, что в традиционном десятичасовом марафоне выступлений (благодаря которому, кстати, наша областная телерадиокомпания отмечена в «Книге рекордов Украины») каждый слушатель сможет открыть для себя что-то новое и близкое именно его душе.

Только не забудьте поделиться этими эмоциями с ближними…

 

 

по материалам журнала "Свадьба до и после", записала Татьяна Довгань